Previous Entry Share Next Entry
Оптина Пустынь. Первый опыт общения с реальным монахом - подвижником.
oleg_nn
Моё знакомство с православием произошло в раннем детстве. И было оно вполне стандартным - меня водили в церковь на причастие перед школой, ещё на какие-то обряды, которые я смутно помню. Особого восторга я от этих походов не испытывал, и став постарше, просто отказался в них участвовать. На этом общение с церковью, как с институтом современного социума, закончилось. В юности я прочитал и оба Завета Библии, и жития святых - был у меня некий интерес к религии, но вместе с этими книгами, я читал и книги других религий. Дальше прочтения этих базовых книг я не пошёл.

Не пошёл, потому что прекрасно видел все «пороки» той церкви, которую наблюдал, что называется, «невооруженным глазом».
Это и бизнес, и какие-то схемы, и какие-то мутные люди, и желчные старушки, и тупой догматизм тех самых «православнутых»…

Общение с православием возобновилось сравнительно недавно, и на более глубоком уровне.

В 2013 году я побывал в Оптиной Пустыни, одном из самых мощных монастырей России.

20130907_120838.jpg

Это была спонтанная поездка с моим отцом, который очень ценит Оптину, и нередко посещает её, поэтому в тот раз я там был скорее как на экскурсии... Но даже в таком режиме какая-то сила исконного русского православия ощущалась для меня в этом месте. Видимо, это та самая сила, которая на протяжении столетий помогала России выстаивать в тяжёлых испытаниях. Поэтому я начал изучать информацию по Оптине, в том числе, личный опыт моего отца, которым он делится на своём сайте.
Узнал, что до Оптины я имел дело с так называемым «белым духовенством», т. е. священнослужителями, не дававшими монашеских обетов, они могут жениться и иметь детей. Именно они чаще и служат в городских храмах.
Эти люди в принципе являются такими же служащими, как и служащие любой государственной структуры, только со своими «корпоративными отличиями».
А в Оптине я могу иметь общение с «чёрным духовенством» (по цвету их стандартного одеяния), т. е. с монахами, давшими три обета: целомудрия, послушания и нестяжания. Именно «чёрное духовенство» является основой, фундаментом Церкви.

И вот в 2015 году, я дозрел до того, что бы принять участие в одном из главных обрядов православия - Соборовании.

Возможность выдалась для поездки очень хорошая – отец и наши московские друзья собрались ехать в Оптину, и мы с сестрой Аней присоединились к этой дружной компании созвучных людей:)







В первое моё посещение в 2013 году был пасмурный день и ощущение осталось скорее такое серьезное и строгое. А в этот раз Оптина поразила яркостью и красотой:)





Обряд проводил о. Роман, духовный сын старца Илия, ныне живущего исихаста и прозорливца – духовника всех монахов Оптиной Пустыни, а так же еще и духовника патриарха Кирилла.
Именно встреча со старцем Илием привела моего отца в Оптину, и в Оптине у него наладился глубокий контакт с о. Романом. Поэтому на обряд я шёл с внутренним доверием и гораздо большей открытостью по сравнению со стандартно-социумными условиями.

Обряд был, действительно, интереснейший.
Я совершенно не ожидал, что получу столь объёмный внутренний опыт, ведь по натуре я – суровый рационалист:)
Всякая разная мистика – это категорически не про меня:)
Но тем не менее, ощущений было масса, глубоких переживаний – тоже, каких-то совершенно неожиданных внутренних прозрений – тоже…
До сих пор внутренне «варю» весь этот опыт…



О. Роман вёл обряд один.
В начале, перед обрядом, он сказал вступительное слово, очень живое и не шаблонное.
В частности, очень интересно говорил о том, что Бог, будучи по Своей природе безграничным, созданием человека Сам добровольно ограничил Себя, т. к. дал человеку право выбора. И если выбор человека будет состоять в том, чтобы закрыться от Бога, отвернуться от Бога, то Бог не сможет ему помочь, ибо Он ограничен выбором этого человека... Очень необычная мысль...

Во время самого обряда ощущалась глубина, сила, подлинность...
И всё нарастающая радость, ощущение которой усиливалось тем, что в обряде участвовали близкие мне люди. Наверное, я уловил краешек той благодати, о которой так много написано в христианских книгах, потому что на душе стало необычайно светло и радостно. И весь обряд, длившийся 2 с половиной часа, пролетел как на одном дыхании.



Затем была исповедь у о. Романа.
Это была моя первая исповедь у реального монаха-подвижника.
И ничего скучного, формального, механического в этом процессе не было.
Тут тоже ощущалась и глубина, и подлинность.
Мы очень глубоко и проникновенно поговорили о том, что меня реально волнует, а не о каких-то там «грехах»…
Получилось, в числе прочего, затронуть и очень важную для меня тему - тему синтеза православия и коммунизма в России.
Меня удивило то, что о. Роман в курсе этой идеи и даже очень интересно по поводу неё рассуждал.
Он сказал, что, конечно, коммунизм гораздо лучше капитализма, и в социальной справедливости, и в отношении к человеку в общем. И что есть в коммунизме и православии много общего.
Но те, кто пытаются их объединять, часто не смотрят вглубь...
Многие коммунисты воспринимают православие довольно поверхностно, так же, как и многие православные поверхностно воспринимают коммунизм.
А если объединить их поверхностно, то будет только хуже и православию, и коммунизму.
Тогда мне пришла на ум аналогия с деревом. Если объединение произойдет на уровне корней, на глубинном уровне, то из этого корня может вырасти очень мощное, устойчивое и целостное дерево. Если же сцепить два отдельных дерева православия и коммунизма только ветвями, на поверхностном уровне, то такое объединение может быть легко разрушено достаточно сильным дуновением ветра, повредив оба дерева...
В общем, очень интересные рассуждения. Которые говорят о том, что проект синтеза православия и коммунизма известен и в монастырях, что об этом размышляют монахи. И размышляют, как мне кажется, в правильном ключе.

После исповеди, мы тепло попрощались с о.Романом, и отец поводил нас по самым сакральным местам Оптиной Пустыни…
Особенно мне запомнился Владимирский храм…
Мы пришли туда в тот момент, когда там никого уже не было. Храм был уже закрыт на вечернюю уборку, но нас туда пустили, поскольку отец попросил, сославшись на о.Романа.
И вот…этот величавый полумрак…покой, разлитый в пространстве храма…тишина…
В этом храме находятся саркофаги аж семи святых оптинских старцев.









Отец сказал, что нужно подойти к каждому саркофагу и внутренне замереть, прислушиваясь к себе, к своему сердцу…
Так мы с сестрёнкой и делали…
Мы подходили к каждому саркофагу, и внутренне замирали…
ЧтО в эти мгновения происходило – я затрудняюсь описать…но что-то явно происходило…глубокое и благодатное…

Потом мы зашли в оптинскую церковную лавку и накупили там всяких интересных вещей – которые нам посоветовал отец. Иконы, книги, лампады, свечи…
Так что, теперь эти вещи напоминают мне об Оптине…

А после мы пошли купаться в оптинскую купель.



Она ооочень хорошо бодрит и обновляет:)
Чувствуешь себя совсем другим человеком, более лёгким, светлым и радостным:)
Окунулся аж два раза - второй раз совсем какие-то новые ощущения приносит, прям до костей пробирает:)

Вот такой интересный и познавательный опыт приобщения к глубинам православия.

Ещё более развёрнуто об этом выезде написано тут:)


  • 1
Даааа, Олеж, прямо сказать, Оптина в этот раз была на удивление щедра к нам...

Я, чесслово, прям очень глубоко был впечатлен тем обилием "даров", коими она нас одарила:)

Зная весьма суровый и норовистый характер этого места (о чем у меня немало написано в моих оптинских рассказах), такое плавное, светлое, гармоничное течение всех процессов в этом дне меня очень глубоко тронули...
Добрались практически все машины, которые выехали.
Без эксцессов.
А пробки, которые встречались, лишь давали возможнсть поглубже внутренне поработать перед обрядом:)

Так что, полностью присоединюсь к твоему глубокому впечатлению от этого дня в нашей жизни...

На всё воля Божья, но я очень надеюсь, что это не последний наш опыт Соборования в Оптине:)

И я тоже надеюсь, что ещё не раз Оптина нас примет:)

Интересно, познавательно и "душеподнимательно".

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Очень интересно, спасибо

Опыт получился очень живой... Получается, Церковь реально размышляет, как лучше соединить православие и коммунизм. Т.е. вопроса о нужности самого соединения уже не стоит.



Edited at 2015-06-16 08:42 am (UTC)

Нет там никакого "исконного православия". А есть там новодел 17-18 вв. под "исконно православным" брендом.

Что Вы подразумеваете под "новоделом"? Всё, что позже 1000 года основано что ли?:) Вы последовательный старообрядец?:)


Ну а критерием "истинности православия" Вас явно нельзя назвать. Как и меня. Поэтому так однозначно утверждая с позиций "эксперта", Вы явно много на себя берёте:)



Edited at 2015-06-16 08:52 am (UTC)

Про деревья и корни - хорошая метафора.
Эти корни - ценности.

Похоже на то...


Да, сильно сказано! Особенно понравилось, что монахи озадачены вопросом синтеза...

Спасибо! Даа, тоже порадовало, что размышляют. Но и Кураевых всяких тоже надо учитывать-не всё так просто...


Трудно подобрать слова, это так созвучно всему, что мы делаем, этому должно быть место в новой идеологии, без религии нельзя. Красная метафизика будет выкована из религиозного смысла.

Созвучий много, это да:) Шансы на успех есть, это даёт надежду и силы работать:)

Полагаю, такой неущербный синтез может попытаться осуществить лишь "корифей" обеих сфер. Где взять таких людей ? При каких обстоятельствах такие люди могли бы сформироваться ? Вы уверены, что такой синтез посильная, а главное необходимая задача ?
Очень похоже на примирительную мантру, обусловленную необходимостью момента.
Здорово написали. спасибо.

Спасибо!

Судя по происходящему, задача необходимая. У России нет иного опыта жизни в модернизованной индустриальной современности, кроме как жизни в СССР. То, что есть сейчас - это проедание наследства...
Но так же у России нет иного опыта жизни духовной, кроме как жизни внутри православия. СССР не смог выработать и донести до народа своих смыслов такого же масштаба, какие были и есть у православия.
Поэтому объединение, всё же, нужно, как мне кажется...

А вот по поводу неущербности такого объединения как раз и были слова о. Романа. Что объединить поверхностно не получится - развалится быстро и с треском. Нужно глубинное объединение. И эта задача сверхмасштаба, я это понимаю. Так же понимаю, что "универсальных солдат", одинаково глубоко понимающих и коммунизм, и православие, очень мало. Но есть люди, которые глубоко понимают коммунизм, и есть люди, глубоко укоренённые в православии. И они вполне могут это сделать, если подойдут к делу со всей осторожностью, ответственностью, деликатностью...

Судя по Вашим впечатлениям о посещении Оптины Вы достаточно настороженно-рационалистически относитесь к вере. Видимо Вам еще не приходилось сталкиваться с проявлениями трансцендентного в имманентном в таком виде, что его можно воспринимать всеми нашими органами чувств. Думаю, при его наличии или наличии живой веры Вы бы более усердно взялись за изучение православия и стали бы сами тем "универсальным солдатом" о недостатке которых говорите. Успехов!

Мне всё надо глубоко ещё изучить - и коммунизм, и православие. Мне до такого "универсального солдата", способного реально что-то объединить, ещё грести и грести...
За пожелания спасибо:)

Все хорошо, только Соборование - не обряд. Соборование - одно из семи таинств православной церкви.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account