Previous Entry Share Next Entry
Мода на «селфи» и проявления Постмодерна.
oleg_nn
В течение последней недели в Нижнем Новгороде разразилось сразу два скандала по поводу "селфи", т.е. фотографий на фронтальную камеру смартфона самого себя или себя и своих друзей. Первый скандал произошёл 9 марта, а второй - 15 марта. Ещё и сотрудники МЧС отличились...

medved

Поэтому, думаю, надо обсудить эту тему подробнее, ведь подобных случаев может становиться всё больше...

Хотя себя люди фотографировали, начиная со времен появления первого фотоаппарата, повальная общепланетарная мода на такие фотографии началась в 2012 году, когда фронтальные камеры на смартфонах стали выдавать приемлемое качество снимков. В том же 2012 году слово "selfie" вошло в "ТОП-10 модных слов" по мнению американского журнала "Time", а уже в 2013 году это слово стало настолько распространенным, что было включено в он-лайн версию
Оксфордского словаря английского языка, и даже стало "словом года".

Селфи стали делать и кинозвёзды, и политики, подогревая тем самым моду. Даже специальные приспособления появились для более удобной съемки - моноподы, их ещё называют "палка- кривлялка". С помощью такой "палки" снимал селфи президент США Барак Обама.
pic_6dac30b2c681572c8a946c213f83284f

Премьер- министр России тоже не остался в стороне и сделал селфи для своего аккаунта в социальной сети Instagram, и даже сумел "соблазнить" этим трендом главу Чечни Рамзана Кадырова. Видимо, не зря блоггеры в Интернете дали Медведеву кличку "Твиттрий Нанотольевич Блогведев".
pic_917b300fabd359c2d3298ac75294009b

Закончив с краткой справкой по селфи, перейдем ко второй части - а причём же здесь Постмодерн? И что оно такое, этот Постмодерн?
Представление о Постмодерне можно почерпнуть из книги социолога, мыслителя Жана Бодрийяра "Символический обмен и смерть", а так же других его книг. Прекрасное описание Постмодерна содержится в газете "Суть времени", в цикле статей Юрия Вульфовича Бялого "Концептуализация Не-Бытия". Тема довольно трудная для ёмкого изложения, поэтому отмечу только то базовое, что позволит перейти от темы Постмодерна к теме локальных скандалов с селфи.

Бодрийяр использует понятие "Модерн", отталкиваясь от него при описании "Постмодерна". Под Модерном понимается и культурный феномен, и всё Новое время в целом. На Модерне основан классический капитализм и выражается он, по Энгельсу, в частной собственности, крепкой семье и национальном государстве. Какой тип людей считается образцом в мире Модерна тоже примерно понятно, т.к. именно в нём и жил СССР, построив свою модель Модерна, без частной собственности и с другим типом государства.
Это человек труда, дисциплинированно и ответственно трудящийся, обуреваемый жаждой знаний и открытий. Высокоморальный семьянин, готовый прийти на помощь в трудной ситуации, способный к состраданию. Имеющий ценности и готовый их защищать. Знакомо, правда? Большую часть XX века СССР жил именно таким идеалом человека.
А теперь взглянем на начало XXI века. И что же мы видим?

Человек труда, вызывает неприятие, его называют "лузером". Потому как трудиться — это "не модно", надо что-то где-то "накреативить: и получать деньги почти просто так. А уж любая дисциплинированность и ответственность - это вообще "каторга" и "тоталитаризм"!

Жажда знаний и открытий? Смешно! Важны только развлечения и различные виды потребительских удовольствий.

Мораль? Ценности? Все это "совковые пережитки"! Человек должен быть "свободен", никакие, понимаешь, нормы над ним не должны довлеть.

Взаимопомощь? Сострадание? Да каждый сам за себя! Человек человеку волк! Пусть каждый справляется, как может и не отвлекает других от получения удовольствий своими проблемами.

Так ведь? Именно это ведь разлито в обществе? Ну, так это и есть результат применения к действительности СССР концептов Постмодерна.

Как они работают?

Вот есть некая "Форма", и в этой форме существует некое "Содержание", которое формой выражается. Форма и содержание связаны. Например, форма под названием "Медицина" имеет содержание "излечение болезни человека и поддержание его здоровья". Форма под названием "Образование" имеет содержание "воспитание человека и привитие ему ценностей общества, предоставление человеку широких сведений о различных явлениях и более узких сведений в конкретной области таким образом, что бы человек в дальнейшем мог продолжать накопление знании самостоятельно для саморазвития и быть полезным обществу в целом". Форма "Семья" имеет наполнение "союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви", или, в более широком смысле, "союз людей, основанный на родственных связях".
И что же делает Постмодерн? Он берет форму и извращает её содержание, получая в итоге симулякр т.е. ту же форму, но с другим (иногда противоположным) содержанием, которая выдаёт себя за форму с нормальным ей содержанием. В результате, Постмодерн создаёт мир симуляций... Фильм "Матрица" помните? Советую пересмотреть под вот таким углом зрения.
sm_1968243_07_2012091901064037542

Например, берём форму под названием "Медицина". И говорим, например, что теперь цель медицины не лечить человека, а "оказывать эффективные медицинские услуги", т. е. проще говоря, зарабатывать как можно больше денег. К чему это ведёт, я уже неоднократно писал - к закрытию больниц, к тому, что значительная часть населения теряет доступ к качественной медицине. А так же к тому, что медицина... перестает лечить, т.е. содержание формы меняется. Ведь невыгодно полностью вылечивать человека он же больше не придёт в больницу, а значит, не принесёт в больницу деньги. Гораздо выгодней поддерживать человека "немножко больным", что бы он почаще обращался в клинику за помощью. Но у человека сохраняется видимость, что его лечат, т.е. он не осознает, что содержание формы поменялось, и теперь он для неё просто "денежный мешок", из которого надо зачерпнуть побольше. Так и работает симулякр и порождаемая им симуляция.
С образованием та же история — его коммерциализируют, превращая в сферу услуг. К чему это ведет, я думаю, и так видно.

А вот форма под названием "Семья" и форма "Человек" вообще... От их извращения и все проблемы.

Приходит Постмодерн и говорит: "Ну, вот с чего вы все взяли, что человек должен быть высокоморален, трудолюбив, ответственен, сострадателен? Да нифига! Так только отсталые совки думают!" И доказательно убеждает граждан, что человек должен быть позитивным, расслабленными раскованным, получать максимум удовольствий при минимуме усилий, и просто наслаждаться жизнью, не отвлекаясь на всякие мелочи. А мелочами считается всё и все, за рамками личного интереса.

Потом он говорит: "И кто вам вообще сказал, что семья — это союз мужчины и женщины? А как же союзы мужчина-мужчина, или женщина- женщина? Или мужчина-собака, а почему нет? И вообще, а зачем вам семья, если можно "свободно наслаждаться"? А если захотите детей — так зачем вам напрягаться и рожать самим? Становитесь "фостерной семьёй"! Мы вам еще и денег за это платить будем! А детей отберем у "отсталых и архаичных", которые сами рожали. Да ещё и воспитывать их смеют, ограничивая свободу ребёнка!"

Так ведь? На Западе мы ясно видим расцвет этих превращённых форм, и наглый натиск именно этого зла "Суть времени" остановила в 2013 году, собрав двести тысяч подписей против закона о социальном патронате. И натиск этого зла продолжается, оно никуда не делось. Вот и получаются потом "позитивные и раскованные" детишки, делающие селфи на фоне вскрытого трупа в медицинской академии. Или абсолютно равнодушные (скажу вот так, ооочень мягко) уже взрослые люди, которые делают селфи на фоне горящего жилого дома... Им главное покрасоваться на некоем фоне, "потребить" этот фон и в результате потребления получить картинку в телефоне. Которая, затем, так же будет "потреблена"-выложена в соц.сеть для набора "лайков" и "репостов", т. е. для самолюбования и утверждения себя. Всё есть Игра и нет ничего настоящего.

Вот так и превращается великий Человек-творец в мелкого человечка-потребителя. Ведь именно об этом говорил Андрей Фурсенко, бывший министр образования и науки Российской Федерации, когда ставил целью воспитывать человека-потребителя, правда?

Что же можно противопоставить Постмодерну? Только Сверхмодерн, который так же работает с содержанием форм, но не извращает его, а обновляет, придавая новую силу и новое качество.

СССР 2.0 — именно такое обновление, по-прежнему, как и СССР, основанное на Свободе, Равенстве, Братстве, но с необходимыми добавлениями с учётом современности и прошлых ошибок. Оно возвратит всем формам их нормальное содержание и обновит его. Новые же формы будут наполнены содержанием, возвышающим человека, а не превращающим его в себялюбивого отуплённого потребителя. Например, смартфон можно использовать для многих полезных задач, а не только для провокационных "селфи" и прочих "развлечений". В частности, я написал цикл статей "Смартфон, как рабочий инструмент" в том числе для того, что бы подсветить восходящий вариант содержания этой формы.

Такое обновление и наполнение форм и называется возврат Истории, которая противостоит Игре.

История не терпит фальши, она взыскует Подлинности. Любая превращённая форма умрёт в поле Истории, потому что за превращённой формой не стоит жизни – она фальшива, всего лишь подделка. А значит, будет меняться и Человек. Ему придётся заново собрать себя, понять, что он несёт в себе фальшивого, и где то подлинное, на которое можно опереться. Как герой «Записок из подполья» Достоевского анализировал каждое своё «я» и писал ка бы от разных людей, так и Человеку надо будет освободится от всех крючков, за которые его сейчас держит Постмодерн. Например, мой отец, будучи психологом, помогает людям в этом процессе, ведь очень многие чувствуют, что что-то вокруг «не так». Он помогает осознать людям, в чём в их случае это «не так» выражается. А правильно названная проблема – уже наполовину решённая проблема.
И я сам занимаюсь обретением своей целостности, ведь именно по моему поколению особо постарались пройтись постмодерновые перестройщики. Нас даже называют «поколение пепси». Но собрать надо обязательно – другого пути просто нет.


  • 1
неплохо конечно, хотя в самом начале обещал осветить селфи как проявление Постмодерна, а в конце обманул и не осветил, сказал только что смартфон можно использовать и для другого. Нехорошо :)))

Так осветил же:) Если человек такой, как его описывает Постмодерн, то он и будет делать вот такие "себяшки".
В самом по себе явлении "селфи" ничего такого нет, ему сто с лишним лет. Можно его, конечно, рассмотреть как отдельную форму, которую наполнили таким "низким" содержанием, и которую можно наполнить "высоким" содержанием того же творчества. Но особо тут нечего описывать:)

Я вот не пойму истинной причины селфи, людям, что делать совсем нечего?

А кто ж его знает... Рисовали же художники раньше автопортреты. Сейчас вот "селфи"... Но Постмодерн может опошлить всё, что угодно, что и видно на этом примере.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account