Previous Entry Share Next Entry
Анализ бюджета Нижнего Новгорода 2015 года. Раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство".
oleg_nn
Продолжаю анализ бюджета, в этот раз рассмотрю, что происходит с расходами в сфере ЖКХ.
Поводом послужила вот эта новость, где губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев собрался создавать условия для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ.
5
Особенно меня насторожило то, что губернатор считает нецелесообразным модернизировать ЖКХ только за счёт государства.

Но обо всём по порядку. Начнём с общего обзора - как изменились расходы в бюджете Нижнего Новгорода 2015 года по сравнению с 2014 годом?

Вот общая диаграмма изменений:
ScreenHunter_44 Feb. 15 00.36

По подавляющему большинству статей идёт экономия, но больше всего снизились расходы на национальную экономику и ЖКХ - на 45,5% и 56% соответственно. Причём расходы на ЖКХ в процентном отношении снизились по сравнению с 2014 годом сильнее всего. Структура расходов, по большому счёту, не поменялась. И в 2014, и в 2015 году бОльшая часть бюджета направлена на образование. Причём расходы на образование существенно не изменились и остались на уровне 2014 года. Что, учитывая складывающуюся ситуацию с финансированием школьного образования, очень небезынтересно и требует отдельного разбора в будущих постах.

Рассмотрим структуру расходов в сфере ЖКХ более подробно:
ScreenHunter_46 Feb. 15 00.56

Довольно серьёзное снижение по всем пунктам. Не удивительно, что губернатор Шанцев сильно озабочен привлечением инвестиций в ЖКХ.
Внутренняя структура каждого пункта изменилась в бюджете 2014 и 2015 годов, поэтому я выделил общие категории и сгруппировал по ним расходы. Вот что получилось:
ScreenHunter_52 Feb. 19 00.05

На диаграмме это выглядит следующим образом:
ScreenHunter_50 Feb. 15 01.49

Ощутимо "просел" капитальный ремонт жилищного фонда, а падение расходов на капитальное строительство можно считать катастрофическим. Так же, судя по бюджету, полностью прекращено финансирование строительства и ремонта местных автодорог и муниципальной программы сноса и реконструкции жилищного фонда.
Снижение расходов на капитальное строительство в сфере коммунального хозяйства означает, что будет построено меньше различного рода коммуникаций. А значит, вновь строящиеся жилые дома будут "цеплять" к уже существующим, и без того изношенным коммуникациям. К чему это приводит, мы видели в Выксе.

Судя по всем этим цифрам, сфера ЖКХ в 2015 году серьёзно недофинансирована. А слова губернатора о том, что "только государственных финансовых ресурсов на полную модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры не хватит, да и это нецелесообразно" вызывают желание задать простой вопрос: а что здесь такого "нецелесообразного"? Почему бизнес вдруг должен воспламениться идеей инвестиций в ЖКХ, которое находится в таком состоянии, что в этой сфере нужно уже не латание дыр, а масштабнейшое обновление всех основных фондов? Почему государство "скидывает" с себя обязательства по поддержке и обновлению инфраструктуры жизнеобеспечения населения?

Так же Шанцев сообщил, что в 2014 году частные инвестиции в ЖКХ составили 2,5 млрд. рублей. Получается, что при бюджете в 2,7 млрд. руб. "частники" вложили сумму, эквивалентную всему бюджету города. На каких условиях они это сделали, не разглашается. Но можно принять за аксиому: чем больше "частных инвестиций", тем быстрее будут расти тарифы, т. к. любые вложения должны приносить прибыль. А как в общем случае обеспечить в ЖКХ получение прибыли от инвестиций, кроме как не через повышение тарифов для всех пользователей? В условиях же экономического кризиса, бизнес может вообще перестать инвестировать в эту сферу, либо затребовать более "вкусных" условий, что, опять, с большой вероятностью, приведёт к очередному повышению тарифов.

Надеюсь, администрация города и области найдёт способ финансирования сферы ЖКХ без существенного повышения тарифов для населения.


  • 1
Ничего себе! Я это неделю осмысливать буду! Пока я понял, что ситуация мягко говоря хреновая. И кстати действительно, реально ли вливать в ЖКХ муниципальные или государственные деньги? Как это возможно? Ведь это зарплаты, другие статьи расходов.

Ситуация хреновая... А как иначе, если бюджет сократили больше, чем в половину? Да и тупое "заливание" деньгами тут не поможет. Нужна чёткая программа обновления основных фондов, с чётким разделением ответственности по всем уровням администрации. И именно с этим в условиях криминального капитала самые большие проблемы: планов нет, ответственные ни за что в итоге не отвечают, деньги куда-то исчезают. И потом мы видим уголовные дела типа тех, про которые ты написал в связи с Кондрашовым..

По поводу картинки: Имея отношения к ЖКХ, могу сказать, что для таких объемов работ, которые необходимы для содержания домов, тарифы еще даже не достаточны. И проблема не в размере тарифов, а в заниженной в разы оплате труда населения, с которой не только тарифы ЖКХ но и много чего еще не состыкуется. Фактически, прикрывая реальный источник проблем в принципах устройства экономической системы, здесь перекладывают социальное недовольство на головы работников ЖКХ, где, кстати, зарплаты одни из самых низких - создавая ложный очаг для разрядки социального напряжения.

Население у нас сильно недоплаченно, это да. В связи с этим, тут ещё есть такой фактор: из российской экономики высасывается большая часть ликвидности во все эти "фонды будущих поколений", лежащие в западных ценных бумагах. Большая часть доходов от экспорта нефти уводится в эти фонды, народ России этих денег просто не видит. В таких условиях дефицита денег, кредиты для бизнеса и населения довольно дороги. А значит, у всех экономических агентов меньше возможностей для увеличения своего благосостояния.
Создание новой экономической системы однозначно нужно. Но при позитивном для страны переустройстве экономики многие могут лишиться очень сытных кормушек, поэтому, я думаю, противодействие таким изменениям будет очень серьёзные.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account